Кутса-йоки 2016

Минск-Алакуртти-р.Кутса-йоки-р.Тумча-Зареченск 2016.

Дневник.

В интернете много описаний, а также видео о прохождении по этому интересному и очень популярному маршруту. Здесь только наши впечатления о поездке. Фотографировали на разные телефоны, фотоаппарат и много гигабайт снято на go-pro. Правда эти видео находятся в Москве и их ещё предстоит увидеть и обработать.

Сразу рассматривали 2 варианта поездки: на микроавтобусе или поезде.

И второй в итоге был выбран. Из Минска нас едут 4 человека, из Гродно -1 и из Москвы двое.

Заранее спланировал экскурсию на Соловки. Для этого по адресу prichalkem@yandex.ru отправил заявку на бронирование 7 мест на теплоход. И вскоре получил подтверждение на свою почту.

Подтверждаю следующее бронирование:

27.07.16 –7  билетов по маршруту Кемь — Соловки (отправление в 12.30, посадка начинается в 12.00). Стоимость проезда – 1200,0 руб/чел, детям до 10 лет предоставляется скидка 50 % — 600 руб. Дети до 3 лет бесплатно.

16.07.2016-18.07.2016. Отъезд в 10.10.Обычная дорога в поезде. На перроне купили копченого угря.

Неторопливые разговоры.

В поезде

Учим вязку узлов_

Тренирую/обучаю вязке узлов, знание которых возможно понадобится при переправке снаряжения на вдп..Маманя.

Примерный график

Data Маршрут: Алакуртти- р.Онтонйоки- оз.Пюхяярви- р.Кутса-йоки- р.Тумча

— пос.Зареченск- г.Кандалакша

1 -3 дни

16-18.07.2016

г.Лида-Минск (10.10 16.07)-г.Кандалакша (00.18 18.07) 2306 км поезд плацк.

Минск-Мурманск

г.Кандалакша -Алакуртти-р.Онтонйоки (Голубые озера) 129+60 км. Сборка катамаранов. Автомашина
4 день р.Онтонйоки – устье р.Красненькая Сплав
5 день устье р.Красненькая – вдп.Маманя (Большой Янискенгас) Сплав
6 день вдп.Маманя – пор.Водопадный Сплав
7 день Баня (делаем в любое время и в любом удобном месте) или запасной день
8 день пор.Водопадный – р.Тумча — пор.Котёл Сплав
9 день Баня днёвка
10 день Сплав пор.Котёл — пор.Шляпа Сплав
11 день 26.07 Иовское вдхр. Зареченск —  Кандалакша Катер, автомашина
12 день 27.07 Кандалакша 3.16 — Кемь 9.11 поезд 091А
Кемь 12.00 — Соловки 14.30, ночёвка «Метель-4”теплоход
13 день 28.07 Соловки(экскурсия), Соловки 19.30- Кемь 22.00 “Василий Косяков”
14 день 29.07 Кемь 7.15 -Невель2 9.10 — Минск 15.23 (30.07.2016) Поезд плацк. нечет.

В 0.18 ночи в понедельник приехали в Кандалакшу. Кроме нас, правда, из другого вагона вышла еще  группа водников около 14 человек на Тунтса-йоки.. А нас встречают…Алексей с Вадимом из Москвы, (но приехали они из Финляндии на автомобиле) и мой сын Вася, который на поезде ехал до Кандалакши ч/з С.-Петербург.

И что особенно приятно – Валерий (тел.+7921 2758229). Валерий — это наш водитель, который потом довез нас и 5 человек группы из Казани до Алакуртти. 7000 руб со всех.  У казанцев сплав по Тунтса-йоки, а нам ехать ещё дальше. А чуть не забыл, была ещё служба охраны на вокзале Кандалакши. Я отдал им список группы, записали мой № моб.телефона. По пути в Алакуртти на пограничном посту нашу (из Беларуси) часть группы переписали в журнал, я отдал список группы. Далее в Алакуртти инструктаж в пограничной части и тоже взяли список. У нас, кроме Домбровского, все в порядке, а он, оказывается, мне дал загранпаспорт. Пошёл сам с Российским паспортом объяснять, что и почему. Дальше перегрузили снаряжение в УАЗ «буханку» и около 2-х часов ехали до Голубых озер. Заплатили 6000 руб.Около 5 утра приехали на место старта.

Дорога в Алакуртти_

А пиво из Финляндии

2_Только приехали

Здесь стоят уже группы из Москвы, Твери и Калининграда. Моросит дождь. Дров нет. Сначала была мысль сразу собрать катамараны и сплавляться, но усталость взяла своё. Поставили палатки и легли спать. В итоге, запланированное разошлось с выполненным.

Поехали в 16.15 и остановились на левом берегу озера, где треугольный дорожный знак. Погода хорошая. Солнце.

19.07.2016

Утром Паша с Вадимом с катамарана ловили рыбу — ничего.

Далее на сплав — спокойная вода.

20.07.

К концу дня пришли к устью Красненькой. С левого берега р.Красненькая стоит большая группа, а может и не одна. Мы остановились на п.Сомнительный. На левом берегу метрах в 50 напротив первого слива.

Стоянка так себе. Дров мало. Обнесли рюкзаки и др.снаряжение. После прохождения порога загрузились и следующий был п.Муравей. Красивый, техничный, т.е.на технику порог.

пор.Муравей

После осмотра прошли. Дальше БСТ.

13_БСТ

13_БСТ_

13_БСТ_вход

Несогласованные действия К-4 по уходу в конце порога вправо. Но успели влево, задев кормой правого борта камень.  На Оба-не у нас обед. За это время обнесли рюкзаки за порог. Из Москвы на одноместных надувных байдарках 2 человека осматривают порог. Подошла группа из Гродно. Вполне нормально они прошли на катамаранах и каяках.

Вскоре с ними встретились на Мамане. Использовали уже натянутый одной из предыдущих групп новый трос, за что им большущее спасибо. Совместно переправили сначала снаряж гродненцев, а потом и наш.

На группу ушло около 1.5 часов времени. В 22.00 уже становились на стоянку с правого берега, т.к. на стоянке слева места не было.

19_Наша группа

Наша группа

Слева направо: Катлеров Павел, Добровольская Вероника, Нестеров Владимир, Домбровский Алексей, Нестеров Василий, Кодичев Вадим и на переднем плане Пилимон Алла.

Наши катамараны

21.07. Спали до 10.00.

Поправили выскочившие на БСТ кницы у Белрафта-4Т. Заменили сдувавшееся сиденье у Васи.

Следующий порог «Тесный». На правом берегу видим много людей. Опять та же группа из Гродно. По очереди проходим.

19_Тесный

19_Тесный_Гродно

Двухместные катамараны впритирку вписываются по габариту между камнями, а у меня Белрафт-4 чуть шире. Ребята из Гродно предложили помочь, не разгружая катамараны, пройти порог. Я с Аллой и Артур с Валерой. И как я ожидал, на выходе из порога у левого берега мы застряли. Но кое-как проскреблись. Потом перекаты, одна мелкая длинная шивера. Разбои. Далее узкая, почти без заметного течения река. В 20.00 встали на правом берегу.

22.07.

Опять солнце. Погода радует. Около 250С каждый день. И комаров нет. Причём, не поверите, нет совсем. Поймали 3 форели и хариуса. Вышли в 10.00. Ч/з 30 минут после выхода слева поляна с навесом – стоит группа на Рафте. Порог Ступенька – мелко с водопадного типа сливами прошел 2 раза. Пробовали ловить — ничего. Прошли до Водопадного к 19.00. Стоят группы из Рязани и Гродно. Обнесли вещи за порог и поставили лагерь.

20_стоянка на Водопадном

Наша стоянка на пор.Водопадный

Проходить порог запланировал на завтра. Отремонтировали обвязку и поправили кницы — деффект после пор.Тесный. Ребята из Рязани подарили кетчуп и предлагали овсянку с изюмом. Очень приятно такое общение.

23.07.

Спланировали сегодня остановиться на пор.Котёл на Тунтса-йоки и сделать баню.

20_На Водопадном

20_Водопадный_Гродно

20_пор.Водопадный-Гродно

3-я ступень Водопадного

После прохождения п.Водопадный загрузили вещи и в 14.00 пошли дальше. Прошли 2 порожка, по пути поймав и форели и хариусов и окуня. 16.30 – слияние Кутса-йоки и Тунтса-йоки. Поднялись до пор.Котёл около 16.50.

Стоянка на Котле

Стоянка на Котле.Палатки ещё не поставили.

Здесь договаривались сделать баню с гродненцами, но их ещё нет.

Стоит знакомая группа из Твери с молодёжью. Пошли искать место для бивака. На одном кострище висят 2 ведра. В одном ещё горячий гороховый суп. Видимо, что здесь занято и ребята катаются на пороге.

Но чуть позже увидели записку, что суп сварен только что и желают приятного аппетита, за что очень благодарны были наши дежурные и респект от всей группы ребятам из Иваново. Чуть позже подошли гродненцы и стали на месте, где была группа из Иваново.

Вечером с Артуром я сложил баню (печку), проверил новокупленную в Минске банную палатку.

Всю ночь ( наконец-то) шёл сильный дождь. На завтра — у нас банный день.

24.07.

Дневка на пор. «Котёл», воскресенье. Солнце. Катаемся на «Котле». Уровень воды значительно больше, чем на Кутсе. Делаем самосплав на спасжилетах.

Отдыхаем. 4 часа топили баню.

Подготовка к бане

26_делаем баню

27_делаем баню

Очень пригодилась бензопила гродненцев. Баня была хороша.

25.07.

Солнце. Ч/з 3 часа хода были на Шляпе.

29_пор.Карниз

Осмотр пор.Карниз

Карниз

Перед этим, прошли пор.Карниз, Каньонный, где пообедали, пор.Змею. Завтра выезд на катере в 10.00. Разбираем и сушим снаряжение. Рядом сушат снаряжение группы из Гродно, Калининграда и Казани.

26.07.

Выезд, как запланировано. Всего на катере: наша группа 7 чел., из Казани 5 чел и Калининград-6 чел. Цена — по 1000рос.руб. с человека. 3 часа до Зареченска.

Погода солнечная. За 1 час до Зареченска появляется моб.связь Мегафон. За 30 минут – МТС. Капитан позвонил Валере, и тот приехал как раз к нашему прибытию. Ехали 12 чел до ж.д.вокзала Кандалакши 2 часа 10 мин. По-моему 6000руб. Шел дождь.

Дальше Вадим с Алексеем поехали в направлении Москвы. А нас ждали Соловецкие острова.

В Кандалакше небольшой вокзал. В зале ожидания, кроме нас и казанцев ещё 2 группы, одна из Минска. Потом приехали рафтеры.

Сходили в магазин «Магнит» за Карельским бальзамом по 320рос.руб. Много продукции, особенно молочной, из Беларуси. Придя после ужина в кафе «Теремок» на вокзал, остолбенели. В зал ожидания невозможно было зайти, т.к. весь был завален рюкзаками и разным туристским снаряжением.

27.07.

В 2.51 наш поезд Кандалакша — Кемь. Объявили, что нумерация с головы поезда, а оказалось – с хвоста. В два захода занесли снаряжение, что его много проводники не сказали ни слова. Приехав в Кемь, у дежурной по вокзалу сдали багаж в количестве 9 единиц по 120 рос.руб.

Кстати о расходах на дорогу: поезд Минск – Кандалакша и обратно по 148 долларов/чел.,Кандалакша-Алакуртти (микроавтобус с прицепом) по 1000 рос.руб./чел, УАЗ Алакуртти – Голубые озёра – 6000 рос.руб. со всех. Обратно: катер до Зареченска по 1000 рос.руб/чел., м/а Зареченск – Кандалакша — 6000 руб.

Карты и схемы порогов

Далее у нас была запланирована экскурсионная поездка на Соловки, описание которой читайте далее.