Заметки о сплаве Она-Абакан 2002.

Заметки об Оне

2.08 – 27.08.2002 г.

Повествуется о действительно происходивших в Саянах событиях, отдельные слова и выражения могут быть понятны только участникам похода.Каждый из участников данные события волен трактовать по-своему.

Есть версия на польском языке Кшиштофа Леговскиего  http://www.krzysiek.mag-ma.pl/sajany/index.html

2.08. В 12.06 приехал в Гродно за поляками. Уже сидели на вокзале.

Приехали поездом из Кузницы. Группа первый раз собралась только в Варшаве. Контактировали друг с другом ч\з интернет. Получили от меня инструктаж, сходили за продуктами. Перепаковали свои вещи. В 16.47 поезд Гродно – Москва. В Лиду пришёл на 30 мин. позже и нас почти уже не ждали. Выгрузили 4 рюкзака, и загрузили Сашу, Витю, Юру Тимошенкова, 2 ПСНа и 2 рюкзака с продуктами и снаряжением. Дорога до Москвы прошла ( за исключением Минска )незаметно.

3.08. В 11.00 на Белорусском вокзале. Жара. На 2 – х микроавтобусах переехали на Казанский вокзал. Купили на 3 дня продуктов в дорогу. Начало дороги в Новокузнецк привело в вагон – ресторан, где как оказалось: лидчане съели по восемь салатов ,а Себастьян – борщ за 1700 рос. руб.

Саша с Витей хорошо ускоряют ход поезда. Провели тренировку с поляками по правилам употребления  спирта. «Дайте пожить»,- Михал.(Цитата дня).Себастьян, который работает на кондитерской фирме, периодически выдаёт всем «лизаки»(типа чупа-чупсов) и разные сладости.У него их полрюкзака. Разбивка по экипажам .В 3.10 6 августа приехали в Н.-Кузнецк. Утро. Разница во времени с Минском – 5 часов.Поляки достали коврики и легли спать на полу зала ожидания, ну прямо совсем по-нашему. Рядом – спит с собакой спасатель из Москвы – с 4-мя рюкзаками.Ехали в одном поезде. На примусе вскипятил воду и угостил чаем. Поляки съездили в город, купили 5-ти километровку Хакассии – только одну. Сегодня понедельник – бани закрыты.

Пообедали (перекусили)борщом и, увидев собачку-дворняжку, захотелось подменить овчарку спасателя. Было бы о-о –чень весело.В 16.52 (Московское время) сели в поезд до Аскиза. Отдохнуть не удалось, т.к.общий вагон.В 0.57 Москвы – пересадка до Абазы. Билеты продали по списку.

7.08. В 3.15 Москвы приехали в Абазу.

Поезд был – тепловоз, один почтовый вагон и один пассажирский. Не успели ещё выйти из вагона – подошёл мужик и предложил услуги на м/а FORD : хоть в Туву, хоть на Алтай.После непродолжительных дебатов решили ехать на 105 – й км – это начало пешеходки на р.Ону за 2400 руб .Съездили на базар за картошкой, в магазин – за тушёнкой, хлебом и др..Погода солнечная, как у нас — +30.А пару дней назад здесь были сильные дожди.Ч/з 3 часа мы в пос. Бол.Он.

Сразу подъехали к дому, где оставили продукты.Рядом стояла белая «Газель»- оказалось, что это машина спасателей из Минусинска – 3 дня назад после пор.Максим перевернулся катамаран из Прокопьевска – погибли 3 человека. Мы оставили половину своих продуктов с расчётом забрать 14 августа. Приехав к отметке 105-й км, решили сделать поблизости ночёвку – в 1км ч/з болото – в кедровнике, т.к. по описанию – до перевала дойти могли, но там не было дров (на самом деле – сколько угодно) Первый раз ставили палатки, первый раз варили на ужин макароны.

8.08. В 9.00 – завтрак. Когда собрались выходить – на дороге в 1 км остановился автобус – молодёжная группа из Красноярского турклуба»Абатак» или»Абыкак»-3 катамарана. Т = +30.Саутин и Бабич первыми пошли на разведку тропы, которая идёт не вдоль ручья, как на карте, а ч/з кедровник заворачивает вправо и дальше на перевал. Ч/з 30 мин. увидел Сашу – привал. Здесь нас догнали красноярцы. Они планировали уже сегодня быть в устье р.Курукуль. Шли они очень резво. Хотя в дальнейшем мне запомнилась просьба, когда делал видеосъёмку:»дядечка (это я),если у вас прямая трансляция – пусть быстрей пришлют за мной вертолёт»- это Света. Примерно ч/з 1.5 часа основная группа была на перевале 2150 м. Стоит тур – сфотографировались, повесил ленточку, загадав желание удачного возвращения.

На перевале 2150м

Красноярцы нашли записку водников из Прокопьевска и небольшую приписку спасателей из Минусинска с пожеланием удачи остальным группам. На перевале в 30 – 40 метрах – сколько угодно дров!О дальнейшей пешеходке говорить не хочется, хотя думал, что будет тяжелее. В 15.00 – отдых и перекус. Суп и чай поляки делать не захотели – думали, что вот-вот будет р.Она, а зря. Ч/з час подошли Саша и Витя.

Каждый идёт своим шагом,своей скоростью по 2 – 3 человека. В 19.30 уже не было сомнения, что до реки не дойдём, а ещё пошёл дождь, как из ведра. Я с Мартином накрылись ковриками.Ч/з час дождь кончился. Смеркается. Мы стали искать место для ночёвки: с собой есть один спальник, тент от дождя ,коврики – 4 шт., спички, котелки,топор(Мартин нёс плот ).Решили сделать чай из трав и ягод и лечь спать. За нами только Саша и Витя. Палатка у них есть. Местность болотистая, по ходу выбираем место для ночёвки. Ч/з 30-40 мин. услышали стук топора – это наши ставили лагерь.Тент от «пирамиды» и вторую палатку они поставили ещё до дождя. Поужинали.

Второй бивак

9.08.  Михал и Шимон в 8.00 пошли навстречу Саше и Вите. Те спали в 30 минутах хода. Всё в порядке – за исключением погрызенного бурундуками (ещё часто будем их вспоминать) шоколада. Погода опять прекрасная .В 14.00 раскладываю по мискам гороховый суп ( я с Лукашем – дежурные) уже на берегу реки Оны. Собрали ПСНы.

Сделали вёсла. Рядом – красноярцы и группа из Гуся-Хрустального на 2-х катамаранах – часть их сегодня пошла в радиалку на оз.Улуг-Мунгаш-Холь. У обоих групп есть ружья – много медведей. Как стемнело, собрались вместе, и вечер не стал казаться таким скучным ( цитата дня ).

10.08. Солнце. Вчера у Кшисека была температура. В 11.00 отправили красноярцев, приглашали догонять, но у нас сегодня – короткий день (как-никак суббота).По плану – надо пройти 6 – 7 км. Провели тренировку по экипажам. Гуси скептически смотрели на наши манёвры. В 12.00 – выход. Вода – чистая, как слеза.Погода отличная, настроение хорошее .Остановились на правом берегу ч/з 2 часа. Баня, крепкий охотничий домик, стол.

Первый день ознаменовался дырой в левом баллоне и дне, которые клеил весь оставшийся маршрут ( это-порог 11 ).

11.08. Днёвка с баней. На завтрак Саша с Витей прелагают рис на молоке с изюмом. Насобирали и поджарили грибы .Поляки сходили в горы. Мимо проехали Гуси, сообщили, что приехала ещё одна группа – пермяки ( или перники ).

12.08. Думали, что «Максим» позади. А пришли рыбаки из Абазы – 3 человека, сказали, что он ч/з 7 км. Пока прошли эти 7 км всё гадали: «Максим 1″,»Максим 2″и …Но «Максим» на самом деле впечатляет красотой, огромными камнями.Организована страховка, фото- и видеосъёмка. Проходим первую ступень на разгруженных плотах, вторую из-за мелкоты – проводили. В 17.00 стали на стоянку на левом берегу. Погода начала портиться. Успели поужинать до дождя, который пошёл в 20.00.

13.08. Утром разожгли костёр берестой, поели. На реке в 20 метрах ничего не видно.

После обеда –всё та же сплошная бурная шивера (или порог?).Надоели постоянные осмотры, но ничего не поделаешь – впереди пор. Джиргинская яма, который в описании перников классифицируется «5»-кой, а после дождей уровень воды поднялся на полметра, поэтому это может быть хорошей «пятёркой».Остановились на просмотр какого-то неприятного места:у правого берега поперёк в воде бревно, а слева сильная струя несёт на камни. На берегу мешки, разбросана одежда, синий шлем, рама от катамарана – последние следы двух водников из Прокопьевска. Прошли. Уже 18 часов, ищем место для стоянки. Следующее препятствие – поворот реки налево, у правого берега очень большие камни – на них сильный навал. Остановились. Саша сказал, что ушло у Шимона весло, взяли запасное. Вижу, кто-то идёт по берегу со спасконцом. Перники -стоят за поворотом. Говорит, что увидел весло, может что случилось – народ у меня в группе, мягко говоря неопытный. Впереди «Бобслей»( у нас – «Трёхступенчатый» №28, IV кат.сл.).Пермяки проходили 3 часа назад по центру – навали ло на камень – погнуло раму катамарана ( труба диаметром 80 мм ).Пояснил линию движения – вода упала и посередине – зуб, который точно разделит наш ПСН на две половинки. Пошли посмотреть. На страховке стали пермяки. Слева на берегу на дереве развешана одежда – здесь выловили третьего погибшего из Прокопьевска. Прошли, как планировали.У Вити сломана рукоятка весла. Пермяки уже налили для нас рюмки.

«Сидим курим». Хотя все 12 человек не курили. Идёт дождь. Сделали таёжный костёр. После обеда туман рассеялся, и хотя идёт дождь, пошли дальше.Вода в реке мутная, прибавилось 20 см. С осмотрами, в ожидании «Косых ворот» прошло 2 часа. Остановились на левом берегу. Моросит дождь. Нет пилы.

14.08. Утром Саша пошёл и принёс пилу, заодно до смерти напугав кого-то из перников, который собирал грибы. Завалили (сдуру) здоровенный сухой кедр, думали, что поляки воспользуются и сделают таёжный костёр. Индюк думал…

Собираемся. В 11.00 причалил катамаран Перми. Они достали рюмки, карты, описание, выпили. Странная рекогносцировка. Точно только, что «Максим» пройден, а может, и «Косые ворота». Мы хотели за этим порогом стоять.Прошли пару километров хорошей шиверы. Потом – по берегу – осмотр. Вот «Косые ворота». Своему экипажу нарисовал картинку прохождения порога, всем всё ясно. Поставил страховку, сигнальщика ( Саутин С.Н.). Прошли нормально, но на выходе  линия движения далека от запланированной ( хорошо видно в фильме)

Вечер уже не начинает казаться таким скучным   (цитата дня ). Со следующего дня Михалу нездоровится.

15.08. Вчера должны были быть в пос.Б.Он.Но до него 30 км плёса.И неизвестно, ждут ли там нас продукты ? Перники вошли в наше положение и дали пару килограммов гороха в пакетиках и банку тушёнки, за что большое спасибо! Всё равно им их выкидывать (избыток).В 9.00 завтрак, в 11.00 – выход. Река убаюкивает,тянет в сон. Солнечный денёк .В 16.00 – чалка около посёлка.Продукты на месте.Оставил хозяевам 2 банки тушёнки, пакет изюма и конфет — ребёнку. Где-то в мешках должно быть пиво. Не нашли, вместо этого – орешки фундук. Саша приглашает после похода на орешки с мёдом, а Витя – на пиво со свиными ушами,я – на просмотр фильма, всё в первый день 27 августа. Сегодня я дежурный. На поляне недалеко от шоссе варим гороховый суп и макароны. За это время ребята сходили за остальными продуктами.Поели.30 минут отдыха. Саутин с Бабичем за это время нарвали мешок кедровых шишек. Уже 18.30 – предложили здесь заночевать. Большинство за продолжение сплава. Ч/з час нашли хорошее место для стоянки, недалеко от дороги. Кто-то здесь неплохо отдыхал. Несколько разных сортов «Кузьмич», «Русский размер» и др.. В 20.00 пошёл дождь – и на всю ночь.

16.08. «Тяпница». Моросит дождь. В 8.30 окончился, выглянуло солнце. В 12.00 выход ПСНа  Саутина. Т.к. скоро «Большие пороги», то они остановятся ч/з 2 часа и будут делать обед. Я начал клеить плот и занимался этим безобразием до 14.00. В 16.20 проходим пос.Мал.Анзас. Зашли купить молока и застряли на 1.5 часа. Купили сливки ( 40 руб./ литр ), куриные яйца, лук, морковку, буханку своего домашней выпечки хлеба, огурцы дали так. В посёлке живёт 5 семей. Побеседовали, сфотографировались.

Марте дали держать в руках упаковку яиц.Когда дошли до места обеда, там пришлось всё разогревать.19.15 – пос.Кубайка. Много чего изменилось. Построена турбаза. «Население» турбазы глазеет на нас. Да на плотах давно не ходят, это большая редкость, анахронизм. Раскрутились напротив зрителей, приветствуя их. Саша уже по-приятельски беседует с инструктором турбазы, вспоминают Кавказ, альплагеря. Стоянка – сразу за посёлком справа. Кшисек – дежурный. Макароны с яичницей, овощи. Поляки говорят: «Как дома». Это они или хотят уже домой или в Саянах чувствуют себя, как дома. После ужинали  пошёл дождь. По секрету: на турбазе можно купить пиво, водку, макароны…

17.08. Сплошные шиверы. Постоянные осмотры. Так и не дошли до Джиргинской ямы.Речка слева и большущие лисички. Остановка на правом берегу. Отличной стоянки слева ( по описанию ) не нашёл.

18.08. Ч/з час хода – поворот реки налево и сильный прижим. Слева высокий берег и наша стоянка, которую искали. Сейчас там стоят Гуси из Хрустального.Уровень воды такой, что баня, сложенная из камней когда-то на берегу, теперь полностью в воде. А вот идёт второй ПСН, попали в бочку полулагом – вымыло Михала, но всё нормально.Только ушло весло. «Гуси» сильно удивились, что мы прошли все пороги. В 300-х метрах «Джиргинская яма». После осмотра первый ПСН готовится к прохождению. Второй ПСН – там дежурные, готовят обед. Видеосъёмка, страховка. Но согласились идти не все. Вдоль левого берега прошли без труда.

Катамаран «гусей», которые шли по центру, поставило свечой. Поели. 30 минут отдыха. Поляки сделали памятную табличку, прикрепили на дереве, как-никак самая западная из всех группа. Самая восточная – из Владивостока. Пошёл второй экипаж .За капитанов опять я с Сашей.

Время уже к 17.00, а впереди ещё один сложный порог 5-й категории сложности «Остров». Посмотрели с левого берега. На нормальное прохождение с нашей нулевой группой нужен один день. Очень жёсткая вода, жаль не взял камеру для съёмки порога, словам не поверят, с противоположного берега ничего видно не будет. Поляки уже досыта нахлебались воды и повысили уровень адреналина. По 2 матроса с каждого ПСНа провели плоты по правому берегу. На левом, как и на Джиргинской яме траурная табличка. Поляки всё твердят о каком –то домике-бане, где-то очень скоро — говорили перники ( а те и сами не знают ).С правого берега увидели избушку. Но – негде поставить палатки. Идём дальше, ищем баню. А вот и река Абакан. А у реки, а у реки, а у реки…Ч/з 1 час после устья стали на правом берегу. Делаем сразу две днёвки.Хватит времени на баню, на отдых, на шишки.

19.08. Утром, как обычно, уже на ногах Саша и Витя. Стал перебирать продукты и нашёл 2 банки польского пива, которое быстро у нас кончилось. Верна народная мудрость : кто рано встаёт – тому бог даёт.   Сегодня баня. Поляки заготавливают дрова, Саша – главный на постройке и топке печи, а я занимаюсь изготовлением каркаса.

тур.баня

Саша и Витя

тур.баня1

Делаем каркас для бани

«Спасибо, спасибо тому, кто топит баню,

Тому кто топит баню и греет воду в чане,

Ещё тому спасибо, кто поддаёт нам пару,

Кто поддаёт нам пару и не жалеет жару…» ( Песня ).

Баня

Баня удалась

Поляки так до конца и не поняли всей прелести бани с берёзовым веничком, хотя в реку прыгали все. Лукаш высидел вместе с нами, Витя попарил его веничком. Но, что занадто, то не здрово. Ч/з 15 минут Лукаш заболел : температура,общее недомогание. И так на все последующие дни. Зато — экономия продуктов.

20.08. Солнце весь день. В 20.10 – последние лучи саянского солнца прячутся за горы. Отдыхали, загорали ( где знаменитые сибирские комары ? кто их видел ?), ходили в горы, лазили за шишками. Шимону сделал операцию по извлечению клеща ( кровищи было…). Поляки приготовили саженцы кедра – повезут в Польшу. Ночью у Саши в палатке бурундуки или мыши погрызли в мешке шишки. Народ восстановил свои силы, раньше ложились спать сразу после ужина, а теперь сидели до 3 или 4-х утра. Я спал в тёплой бане за 100 метров и мне особо они не мешали и медведи тоже.

21.08. Подъём в 8.00. В 10.00 выход.До Абазы 3-4 часа хода. У меня на плоту один рулевой – Томек, а остальные спят или дремлют, уже без шлемов, но в спасжилетах.

сон1

Сверху на плоту –маленькие кедры – поедут за 5,5 тысяч километров. Иногда Себастьян подкачивает плот. За нами идёт уже несколько групп – целая эскадра. В 13.00 – видим мост. Останавливаемся в 5-ти минутах справа от моста. Дрова мы взяли с собой и не зря. И самое главное – появились комары ! Вот она встреча с цивилизацией! Активная часть похода закончена. Три человека сегодня я отправляю на самолёте в Москву. Погода солнечная. Около 16.00 поехали на вокзал и заодно купить продукты.Я остался с поляками, а Саша с Витей пошли купить картошки, хлеба и ещё чего-нибудь съестного. Вдали потемнело и слышны глухие раскаты грома. Дал полякам инструктаж по покупке билетов на поезд и самолёт, а сам поехал в лагерь. Под дождь попал буквально за 300-400 метров до палаток. Поляки ( Себастьян) молодцы убрали всё барахло,что сушилось, в палатки. Уже 21.00, а продуктов нет. Поляки сварили остаток гречки с соусом из топора ( научил всё-таки!). Себастьян толкует с местными мужиками о жизни, и о своей службе в составе войск ООН между Сербией и Хорватией, хотя идёт дождь.

А вот и Саша с Витей — и с продуктами. Как они покупали картошку – это отдельная захватывающая история. Мы подождали, когда уйдут местные.       Поджарили картошку с лучком… и вечер не стал казаться таким скучным.

Заодно уточнили историю Польши.

22.08. К вечеру приехали на вокзал. Билеты начали продавать в 21.00. Куча туристов. К нам приклеились из Н.-Кузнецка ( или к нашей фляжке ?)Ещё одна пешая группа из Барнаула (?).Были даже выражения типа – вы здесь не стояли ! Билеты до Аскиза продают по паспортам,а Бабича Витю я ,оказывается, возил в качестве контрабанды, т.к. свой паспорт он оставил в Лиде. В 21.40 Москвы  приехали в Аскиз.Следующий поезд до Н.-Кузнецка в 23.05  .

23.08. В Новокузнецке – конечно, баня со всеми атрибутами.

Перед посадкой в Москву Саша продал Марте Хакассию (т.е.карту Хакассии) за бутылку Мариинской. А посадка в поезд осложнилась проверкой паспортов. У Бабича с сегодняшнего вечера фамилия – Швидер. Плавное течение времени под стук колёс до Москвы прерывалось иногда приходом официанток из вагона-ресторана с настоятельными просьбами к Саше и Вите купить по беляшу и зайти в ресторан. Но не наш размер. Откуда они знают о их неоднозначном отношении к ресторану? Наверное, Гюльнара постаралась. Периодически Саша с Витей ускоряют движение поезда. В этом им помогают Себастьян и Мартин. Михалу до сих пор нездоровится.

26.08. В 5.12 мы в Москве. На 2-х такси переехали на Белорусский вокзал.

С вещами решилось просто —  поляки дали нам на пиво 240 руб. на троих, как за камеру хранения (у Себастьяна особо ценный груз – положили булыжник ещё в Абазе), а сами пошли смотреть Москву до 17.00. Как-никак все в России впервые и будут ли ещё когда-нибудь, неизвестно. У нас настроение улучшилось, и время прошло незаметно. В 16.50 пришли поляки. Музеи были закрыты – понедельник, но на Красной площади побывали.

Саутин пытается продать Ивоне и Марте Туву и Байкал.

В 17.00 на табло уже была информация о посадке на 6 пути, но поезд Москва-Гродно стоял на 3-м пути. Небольшая ошибочка на табло! У перрона сидят наши польские «лётчики» Томек и Лукаш.

В аэропорту

Рассказали о своих экскурсионных странствиях в Москве.Но это опять-таки отдельная история. Витю предполагаем оставить в Москве, если будут при посадке проверять паспорта. Загрузившись в вагон начали ужинать, наверное, до 23-х часов. Только Михал не ест и не пьёт –вот он вечер с пермяками.

27.08. 6.25 – на столике стоит «Балтика-3″,что уже неплохо.7.25 – шампанское на перроне в Лиде тоже хорошо. Прощание с группой.Пригласили ч/з месяц в Варшаву на встречу, что тоже неплохо. Что нас ждёт сегодня ? Вечером пиво со свиными ушами, просмотр видеофильма. А вот когда мы будем есть орешки с мёдом ?

Справочные данные

группа

Cостав группы : Себастьян Грондовски, Лукаш Балабух, Мартин Сковронь,

Марта Мазурек, Томаш Можиньски, Владимир Нестеров – это  первый экипаж,

Кшиштоф Леговски, Виктор Бабич, Шимон Зёло,

Ивона Звежховска, Михал Орлик, Александр Саутин – это второй экипаж.

экипаж2

Протяжённость маршрута : пешая часть – 20 км, водная – 180 км.

Категория сложности – IV.

Карты похода.

ONA_1  ONA_5  ONA_4   ONA_3  ONA_2  ONA_1

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.