Август в Грузии.2016.

В середине августа собралась белорусская группа для поездки в Грузию. Многие ехали сюда в первый раз, и информация у них была из рассказов уже побывавших там и из интернета. Хотя был предложен конкретный план-график поездки, некоторые участники до самого вылета предлагали то это, то другое. Но в итоге, несмотря на разнообразие интересов, предварительно разработанный план был осуществлён.

Встреча всей группы в аэропорту Тбилиси произошла без неожиданностей.

Аэропорт Тбилиси

Часть группы летела ч/з Ереван и пару дней любовались  красотами Армении и встретили другую нашу часть группы, вылетевшую из Минска в 22.50 16 августа уже в Тбилисском аэропорту и уже с хорошо знакомым мне водителем Лери. На неделю он стал нашим водителем, гидом и советчиком. При выходе после получения багажа стояло много празднично одетых людей с цветами, флагами Грузии. Хотя встречали не нас, а грузинских спортсменов, возвращавшихся с Олимпиады из Бразилии, но уже мы, несмотря на усталость, после перелёта ночью все почувствовали необычность и праздничность происходящего. Несколько фото из Армении.

Всех нас 12 человек. Из них четверо идут со мной на сплав на Белрафте по Белой Арагви и Пшавской Арагви:  Шебанкова Светлана, Дробышевский Игорь, Дробышевский Константин, Анискевич Юлия.

А план поездки у нас такой

Дата  Мероприятия, график
1 день 16-17.08.2016

среда

Минск-Тбилиси. встреча в аэропорту.

Тбилиси — Пасанаури 88 km –пос.Казбеги (Степанцминда -Святой Стефан, 1750 м над уровнем моря)176 km

Самолёт

mikrobus

Закупка продуктов на поход на рынке в Тбилиси.

Подготовка снаряжения. Ночлег в палатках у пос.Казбеги.

2 день Трекинг в окрестностях Казбеги (Степанцминда) и Гергети. Подъём до монастыря Цминда Самеба 2170м. пешком
3 день Переезд за пос.Квешети . Сборка катамаранов. Сплав по Белой Арагви до Пасанаури (около 17 км). Пешеходники идут в радиалку. Катамаран

Microbus

4 день Сплав по Арагви  от Пасанаури-Ананури (около20 км). Экскурсия в Ананури. Частичная разборка  и  переезд до устья Хевсурской Арагви. Катамаран

5 день Пешеходники едут в сторону Шатили. Возвращаются в Тваливи. КатамаранMicrobus
6 день Сплав до пос.Магароскари ( 23 км) катамаран
7 день Сплав Магароскари до Тваливи (12 км). Упаковка катамаранов. Далее  по винным местам — Сигнахи – г.Гурджаани –Сигнахи- Мцхета. Ночёвка в палатках недалеко от ж.д.  Катамаран

Microbus — это уже экскурсия

8 день 24.08 Мцхета – Уплисцихе – Боржоми. Это уже экскурсияMicrobus
9 день Боржоми– вдп.р.Окаце. Шашлыки. Цхалтубо. Ночёвка. Microbus
10 день 26.08. Цхалтубо – Уреки. Море. Ночёвка в хостеле. Microbus
11 день Уреки, море
12 день Уреки
13 день Уреки
14 день Уреки
15 день 31.08. Уреки-Кутаиси-Тбилиси (386 км). Аэропорт. Маршрутка

А теперь предлагаю краткое описание и мои впечатления о поездке.

16-17.08.2016

В 22.50 самолётом «Белавиа» лечу бизнес классом по акции в Тбилиси( თბილისი). Нас 7 человек. С трудом упаковали катамаран и другое снаряжение по рюкзакам, чтоб вес был не более 20-21 кг. На улице дождь. Далее аэропорт г.Тбилиси в 2.50 ночи, после получения багажа позвонил нашему водителю Лери – он уже подъезжает с другими четырьмя нашими участниками, прилетевшими ранее и Юрой Даниловым (он в Грузии уже провёл некоторое время). Загрузившись, поехали в Тбилиси. Поменяв деньги по курсу 1$=2.31 лари, Татьяна всех сагитировала на экскурсию по тёплому ночному городу.

Одна из версий очень популярной легенды  о возникновения Тбилиси гласит: в лесах, покрывавших в глубокой древности окрестности древней столицы Грузии Михеты, охотился грузинский царь Вахтанг Горгасал (452—502). Царский сокол поднял фазана, и птицы исчезли из виду. Охотники поскакали по направлению полета птиц и после долгих поисков набрели на источник, в который угодил сокол вместе со своей добычей. Обе птицы были ошпарены: источник оказался горячим. Пораженный случившимся, царь приказал заложить здесь город. Так, по преданию, было положено начало Тбилиси («тбили» по-грузински — «теплый», Тбилиси — «город теплых ключей»). На сегодняшний день на месте основания расположен квартал Абанотубани — «квартал бань».

Как рассвело, мы закупили продукты на рынке и грузинскую симку в телефон, а дальше продолжилась поездка в северном направлении в пос.Степанцминду (Казбеги).

Дорога проходит вдоль реки Белая Арагви, и можно было убедиться, что уровень воды низкий и требовалось от меня наметить точку для благоприятного старта.

Как уже потом вошло в традицию с трудом нашли место для установки палаток, чтоб удовлетворяло всех. Хотя дров совсем нет. Или почти нет. За водой ездили в посёлок.

Пасмурная погода перешла в дождь.

Итак, завтра поднимаемся пешком к храму Святой Троицы (წმინდა სამებ, Цминда Самеба) 2170 м. Координаты: 42°39’45″N   44°37’13″E

Этому храму посвящено стихотворение Пушкина «Монастырь на Казбеке».

Высоко над семьёю гор,

Казбек, твой царственный шатер

Сияет вечными лучами.

Твой монастырь за облаками,

Как в небе реющий ковчег,

Парит, чуть видный, над горами.

Далекий, вожделенный брег!

Туда б, сказав прости ущелью,

Подняться к вольной вышине!

Туда б, в заоблачную келью,

В соседство Бога скрыться мне!

18.08.2016

В 10.15 выход к монастырю. Пасмурно. Сначала прошли через поселок Гергети, за поселком будет серпантин грунтовки, ведущий через сосновый лес. Серпантин можно срезать тропинками. Таксисты на Delica возят на верх. Машины едут одна за другой. В 11.30 я у храма. Сильный ветер. Остальные, кто шёл по дороге, пришли ч/з 30 минут. Встретили семью из Катовиц и туристов из Любляны. Немного поговорили с ними. В Грузии всем очень нравится.

На обратном пути зашли в кафе.

19.08.2016

В 9.00 выехали.

Наш транспорт

Мы едем на Арагви, а остальные вскоре вышли – на трекинг. Мы ехали до больших труб ч/з реку после Квашети. Жарко.

Одновременно с обедом идёт сборка катамарана и упаковка снаряжения. В 15.30 отчалили. Воды мало. Перед Пасанаури остановились отдохнуть, чалка была прямо у столика с вазой с цветами, стоящего в 3-х метрах от воды. Это база рафтеров.

Угостили кофе, арбузом-это на кухне, а инструкторы мне дали при отъезде из холодильника бутыль вина. Георгий показал своё видео прохождения весной на каяке р.Цхеницкали, обменялись координатами. В 18.30 стоянка. Уже после впадения Чёрной Арагви воды в реке немного добавилось. Напротив нас  ч/з реку дорога и там большой крест. Я отзвонился водителю, что у нас всё нормально.

20.08.2016 суббота. Жарко.

В 7.00 подъём. На завтрак овсянка. Чай. Ч/з 3 часа чистого хода увидели перед собой бирюзового цвета воду Жинвальского водохранилища в Ананури. Причалили прямо на песочном пляже напротив замка Ананури (ანანური) http://travelgeorgia.ru/125 .

Разобрали и упаковали катамаран прямо здесь. Вода тёплая. Купаемся. Позвонил водителю – они едут в 15 км от Ананури. Ждём. Ч/з несколько часов!!! приехал микроавтобус с пешеходниками. Погрузились и поехали. Мы на Пшавскую Арагви, а пешеходники в сторону Шатили. Но  на ночёвку остановились мы вместе, немного не доезжая устья Хевсурской Арагви.

21.08.2016.Солнце.

7 утра – подъём. Позавтракали. К 9.00 катамаран был готов к сплаву по Пшавской Арагви. Речка 2 кат.сложности, но поинтересней Белой Арагви.В отличие от Белой Арагви – везде изобилие дров. Причалили отдохнуть у базы рафтеров Jomardi. Пообщались с инструктором по имени Лаша. Весна-осень — занимается рафтингом, а зимой, как инструктор-сноубордист в Гудаури. Минут ч/з 20 останавливаемся на бивак, как оказалось, на острове. Сейчас 16.30. Рядом пос. Магароскари. По ходу движения был один обнос, где реку перегораживает металлическая конструкция и одна проводка катамарана на чалке, где был завал ( поперек лежало дерево). Перед посёлком порог с большим количеством камней. Подумал, что хотя поселок рядом, но на острове вполне безопасно. Сходили в магазин за вином, овощами прямо с грядки. На противоположном берегу рыбачки кидают сетку специфической конструкции, больше нигде такой не видел. Уже темно было, как к нам пришёл рыбачок, имя Арсен. Вывалил нам несколько штук форели, по размеру самую крупную можно было положить в спичечный коробок. Посидели у костра. Самое интересное было завтра.

22.08.2016.Солнце.

Утром я обнаружил, что нет двух вёсел!!! Сто процентов дело нашего «рыбачка». Я с Костей пошли в посёлок. На мой вопрос к местным, где найти представителей полиции, поинтересовались, что случилось. И не надо полиции – это позор на всё село. Попросили подождать 15 минут. Ч/з 15 минут вёсла были уже у нас. Думаю, что у Арсена это утро было не самым удачным.

Примерно ч/з 3 часа сплава мы увидели бирюзовую синь Жинвальского водохранилища. Остановились за 500 метров до него.

Созвонился с водителем. Собрали снаряжение, сходили перекусить в кафешку на берегу водохранилища и в 18.15 встречаемся на дороге с приехавшей на микроавтобусе группой. Теперь у нас экскурсионная программа.

Не первый раз уже с фонариками искали место для ночёвки и ставили палатки, поели, попили пива «Кайзер», купленного на автозаправке.

23.08.2016.Солнце.

Мы думали позавтракать в придорожном кафе, расположенном ч/з дорогу. Но, к сожалению, кафе открывается в 9.30. Что ж, значит надо готовить самим: на завтрак  макароны с тушёнкой. Рядом виноградник, набрал целый пакет. В 8.55 едем в Кахетию, едим виноград. Наш путь в г.Гурджаани (გურჯაანი) проходит ч/з Сигнахи, а в 2-х км от Сигнахи находится Бодбе (ბოდბე) — это село и монастырь. http://kray-zemli.com/39-monastyr-bodbe.html  Координаты N 41°36’23», E 45°55’58»

Со смотровой площадки открывается завораживающий вид на Алазанскую долину. Набрали воду в источнике Святой Нины, от монастыря минут 15 надо спускаться по каменным ступенькам вниз. Тут же купальня. Вход в купальню по предварительной записи. Пока я набирал для всех, текущую тонкой струйкой воду в 10-ти литровую бутыль, ребята сходили в купальню. Вода там очень холодная. А дальше предстоял подъём наверх. А мне идти с бутылью воды !!!И тут Лери предложил подъехать на бусике вниз к нам. Здорово.

Остановка в Гурджаани была с целью посещения Wine House Gurjaani для дегустации вина.

Wine House Gurjaani – это семейное предприятие. Продают два вида вина собственного приготовления – красное Саперави, белое Ркацители и чачу.

Стоимость дегустации 10 лари с человека (судя по их сайту в интернете для организованных групп дороже). Перед дегустацией провели короткую экскурсию. Лери переводил нам с грузинского. Вино готовят в помещении, называемом марани — это помещение для хранения винограда и производства вина в домашних условиях. У одной стены стоит чан, выдолбленный из ствола большого дерева. Этот чан стоит здесь с 1864-го года, называется Сацнахели — это давильня винограда. На дне давильни есть отверстие для стока сусла (виноградного сока). Внутри марани в землю зарыты большие глиняные кувшины — квеври, в которые по деревянным желобкам распределяется стекающее из давильни сусло. В этих кувшинах виноградный сок подвергается брожению, а готовое вино — старению. После определенных технологических процессов, проводимых с находящимся в кувшинах суслом, их герметично закрывают глиной и каменными крышками, а затем засыпают землей. Но наша дегустация не произвела на меня такого впечатления, как можно увидеть на сайте http://rus.winehousegurjaani.ge/

После мы на рынке купили овощи, вино и много чего у продавщицы Анны, вследствие чего она нам дала существенную скидку. Перед дальнейшей дорогой зашли в кафе возле церкви. Вино у нас было, заказали блюдо, приготовления которого не надо было долго ждать. Не помню, как называлось, а по-нашему — потроха. Очень вкусно. Наше вино хозяева предложили охладить, пока готовится еда. Рядом ч/з стенку пекарня, пекарь которой Заза, в молодости служил в армии в г.Борисове. Душевно поговорили.

Начало темнеть и дальнейшая дорога в направлении пещерного города Уплисцихе привела нас на стоянку за Мцхетой ( справа от дороги магазин и за ним строят здание).

Спросили разрешения поставить палатки и набрать воды. Ужинали опять со светом фонариков. Вблизи железная дорога.

24.08.2016 +350С. Жарко.

В 7.00 подъём. Народ попросил вернуться в г.Мцхету (მცხეთა) посетить монастырь Светицховели (სვეტიცხოვლი) первый и главный храм в Грузии, название которого традиционно переводят как «животворящий столб». Свети (სვეტი) — это столб, а Цховели (ცხოველი) — живой или чудотворный.

Далее дорога привела нас в Гори, где Лери заехал к своему другу Дато. Тот, конечно же пригласил выпить вина. С его слов белое вино сорта Пино здесь производят французы. Виноградник охраняется, чтоб никто не украл лозу, но Дато добыл черенки этой лозы и посадил у себя в винограднике. И теперь угощал нас этим вином.

Ч/з 10 км от Гори находится Уплисцихе (უფლისციხე). http://travelgeorgia.ru/87 Билет стоит 3 лари.

В 13.30 мы поехали дальше. В 15.00 решили перекусить в кафе. Чохохбили, пиво, поиграли на бубне.

Ч/з час в 17.15 приехали в Боржоми (ბორჯომი).

Если заезжать в городской парк с минералкой сверху и потом 5-7 минут идти по тропинке пешком, то платить за вход не надо. Сразу перед нами тёплые серо-водородные ванны.

DCIM101MEDIA

Серо-водородные ванны и мы в них

В 1816 году здесь был расквартирован Херсонский гренадерский полк. Военные медики заинтересовались водой со странным запахом и вкусом. А когда генерал Головин в 1841 г. с помощью этой минеральной воды вылечил свою дочь, вся российская знать хлынула в Боржоми. Город быстро превратился в шикарный курорт. В 1862 г. Боржоми посетил и Михаил Романов, брат царя. Ему здесь так понравилось, что он выписал архитекторов для постройки летней резиденции. Великий князь взял Боржоми под свою протекцию. На его деньги был разбит городской парк.

25.08.2016   Пещеры… Пошли туда новички, а я решил посидеть рядом в кафе и выпить пару бокалов пива.

Завезли снаряжение в Цхалтубо. А потом поехали на водопады у р.Окаце. Водопад Кинчха представляет собой каскад водопадов, состоящий из двух ступеней, впадающих в реку Окаце.

Название водопадам дано в связи с названием их местонахождения – поселков Зеда-Кинхча и Кведа-Кинчха. Первая ступень каскада представляет собой водопад высотой около 100 метров, расположенный на высоте 1000-1100 метров над уровнем моря. Это красивый и мощный водопад. В месте падения водопада Кинхча образовалось небольшое озеро, вода из которого спускается второй ступенью каскада. Этот водопад слабее и меньше по высоте, чем водопад Кинхча, – около 50 метров. Очень впечатляет белоснежная часть каньона р.Окаце. Посещение пока бесплатно.

Т.к.следующее за посещением водопада мероприятие- шашлыки и разные вкусности у Лери, дом-дача которого расположен на берегу Цхеницкали. Юра организовал для желающих небольшой сплав по Цхеницкали на рафте до плотины. К вечеру приехал Элгуджа и привёз 4-х человек из Польши. Ужин, в приготовлении которого принимали участие жена и мама Лери, и я тоже приложил свои навыки, продолжался до первых звуков грома.

Надвигалась гроза. А у меня в Цхалтубо сохли баллоны катамарана!!!

26.08.2016

Около 5 утра все, кроме меня и Данилова, поехали с Лери в Уреки на море. Мы же сушили снаряжение.

Жарко, душно. После обеда на бусике Элгуджи доехали до автовокзала Кутаиси.(Да ещё звонила Татьяна с просьбой взять палатку, что люди хотят ночевать на берегу в палатках). Билет на маршрутке до Урек стоит 12 лари. В 16.00 мы зашли в хостел Janna по адресу Takaishvili,72. Тёплая встреча со знакомыми по прошлому году хозяевами. Но жарко и на самом деле.+350С в тени не меньше.

Ребята, что приехали утром, уже успели сгореть на море. Я после душа сходил на море. Вода +28. Очень комфортно. Около 22 часов пришёл Махо, сын хозяина хостела. За разговорами засиделись допозна. Ночью был шторм и, думаю многие пришли к выводу, что идея ночевать на берегу в палатках, мягко говоря, была неверна. Ветер был такой, что палатки запросто сдуло бы.

27.08.2016

Собрались ехать посмотреть реки поблизости. На примете Супса, Бжужа и Натанеби. Наиболее подходит Натанеби от слияния у моста с Бжужей. Поздним вечером посидели с костром справа в лесу у моря. Закуска из жареных на углях баклажан и чего-то вкусного, что готовили Инна с Юлей, а запивали всё  вином, принесённым Махо.

28.08.2016

Сегодня едем за рафтом и снарягой в Цхалтубо для пробного сплава по Натанеби. Поезд Батуми – Кутаиси отправляется из Урек в 9.39. Стоит 1 лари. Дальше автобус №1 до автовокзала -30 тетри, и маршрутка 44 до Цхалтубо – 1 лари. Очень жарко. И обратно поезд в 17.30 из Кутаиси (а из Цхалтубо с Элгуджей на вокзал выехали, нет, скорее вылетели в 17.12).Ч/з 3 часа были в Уреках.

29.08.2016

Едем в Батуми. Лично я еду купить вина домой. Жара. Вкусный холодный квас из бочки. Пивбар «У Козловича» с пивом своего производства. Встретились с уехавшими раньше в Батуми Леной и ещё Леной. Зашли за покупкой вина домой в винный дом Danelia`s wine house ул.Гамсахурдия, 43, где я покупаю вино перед обратной дорогой в Беларусь уже третий год.

Батуми_Старый дом вина

Старый дом вина в Батуми

Старый дом вина

Это не просто магазин — это винный дом, который производит вина с 1907 года. Владимир Николаевич Данелия один из старейших среди производителей в Грузии, его компания не только производила грузинские вина, но и экспортировала в разные страны из порта в Батуми. После установления советской власти работа компании прекратилась. Были национализированы виноградники, сеть магазинов и винзавод в Батуми. В 1997 году наследник основателя компании, внук Владимира — Гела Данелия воссоздал старую компанию. На сегодняшний день «Данелия и Компания» производит свыше 20-ти наименований грузинских вин. В Батуми, в здании, в котором 100 лет назад располагался магазин старого производителя Владимира Данелия, восстановлен «Старый дом вина». В самом магазине работает несколько человек, которые относятся к этому дому с душой, нежно рассказывая историю магазина и вин. Так же, нам удалось познакомиться непосредственно с хозяином — Гелой, невероятно приятным человеком. Про любое вино, особенности грузинского виноделия, историю дома или любой другой вопрос — вам расскажет без проблем. Естественно, вино перед покупкой сначала можно продегустировать. В продаже вина с акцизными марками, разлитые в пластиковые тары и в, так сказать, оригинальных глиняных кувшинах. «Изюминкой» этого винного дома является Церковное вино. А к Кагору и к церкви напрямую оно никакого отношения не имеет. Это фамильная технология изготовления вина, при которой виноматериалы обрабатываются медом и пчелиными сотами, расширяя целебные свойства вина. Оно действительно имеет необычайный вкус. Тара с этими винами современная, а вот этикетки на них такие же, как и 100 лет назад. В качестве экспоната в магазине находятся и несколько бутылок с церковным вином 100-летней давности, со знаком качества и выданным дипломом экспертной версии. Компания производит вина, на которых товарный знак «Старый винодел». Изготавливаются полусладкие вина: Хванчкара, Оджалеши, Киндзмараули, Ахашени, Алазанская долина и др. Сухие: Мукузани, Напареули, Тибаани, Цинандали и др. Все это и многое другое можно спросить напрямую или же прочитать в бесплатной рекламной программке магазина.

30.08.2016

В 10.00 выезжаем на пробный сплав по р.Натанеби. Мой экипаж рафта: Игорь,Света, Татьяна, Костя, и два грузина Илларион и Махо.

DCIM101MEDIA

И Данилов Ю.М. на каяке. Подготовив снаряжение, в 11.55 стартуем, в 13.00 мы в районе карьера. Дальше вообще скучный участок, но идём до моста с ориентиром слева три большие трубы, где нас ждёт машина. Причаливаем в 14.30. Опять возвращаемся в Уреки. Пришла пора разъезжаться. Инна с Татьяной ещё на пару дней собираются в Сванетию.

Я после Цхалтубо – еду к знакомым в Рустави. И дальше уже Беларусь. После прилёта на этот раз был очень удивлён погодой в Минске +250С днём – неожиданно тепло.

Спасибо фотографам: Лене Бойко, Инне Максимчик, Игорю  Дробышевскому.

P.S. Собираюсь в Грузию в сентябре 2017 г.